Тема опыта «Обучение детей старшего дошкольного возраста нанайскому языку»
1.1. Изучение нанайской культуры, традиций и разговорной речи является приоритетным направлением деятельности детского сада.
1. Сведения о материалах: Опыт накоплен в течение 7 лет с 1 сентября 2001 года и
представлен материалами: «Использование игровых технологий при обучении
родному языку детей старшего дошкольного возраста», «Народное искусство
в обучении нанайскому языку в детском саду», а также программой
факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство нани» для детей
старшего дошкольного возраста, методическими рекомендациями по
использованию данной программы, программой деятельности кружка
декоративно-прикладного искусства по обучению детей национальной
вышивке.
2. Состояние
преподавания родного языка в образовательном учреждении (стабильность
преподавания, формы работы, наличие учебно-методических материалов,
дидактического материала, методические и другие находки, достойные
описания)
Преподавание
нанайского языка в муниципальном дошкольном образовательном учреждении
детский сад ведется постоянно с 1 сентября 2001 года 4 раза в неделю. До
этого времени в детском саду работал совместитель, занятия велись не
регулярно. На основании СанПиНов занятия в старшей группе ведется
продолжительностью 20-35 минут, в связи с этим 2 часа нанайского языка
учителя были разделены на 4 занятия в неделю по 30 минут.
В
связи с отсутствием специальной программы для обучения родному языку в
детских садах, учителем было составлено перспективное планирование по
нанайскому языку, разработанное на основе программ изучения нанайского
языка в 1-4 класса А.П.Самар и А.С.Киле.
Данное
Примерное перспективное планирование по нанайскому языку было
представлено в 2006 году ХК ИППК ПК для изучения и распространения в
детских садах в местах компактного проживания нанайцев в 5 районов края.
Опыт
показывает, что наиболее эффективны занятия с применением игровых
технологий: занятие целиком проходит в форме игры, или значительная
часть его отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность
процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность ребенка в
самостоятельности. С помощью игры легче выполнить программу воспитания
звуковой культуры речи, развитию диалогической речи.
Кроме
специально организованных занятий со всей группой, так и с возрастными
подгруппами, проводится работа с детьми и вне занятий: проводятся
развлечения, праздники, экскурсии в сельский и школьный музеи.
Разучивание подвижных игр с текстами, проведение
различных дидактических игр, игр-драматизаций, разучивание танцев, и
песен, и другого фольклорного материала, все это способствует большему
обучению родному языку.
Основными направлениями образовательной деятельности учителя являются:
Формирование
пакета методических материалов по обучению детей нанайскому языку,
обучению детей декоративно-прикладному искусству нани
Создание
учителем учебно-методических материалов «Комплекс приемов для повышения
эффективности обучения нанайскому языку детей старшего дошкольного
возраста», «Конспекты занятий по родному (нанайскому) языку»;
Создание дидактического материала «Мы читаем нанайскую азбуку», «Подготовка руки к письму на уроках нанайского языка»