I. Информация об опыте:
1. Технология реализации идеи.
Система работы педагога предполагает:
§ создание развивающей среды в ДОУ и группе (музей народной игрушки, мини-музей национального быта нанайцев, наличие предметов декоративно-прикладного искусства нани, произведений национального фольклора);
§ ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием декоративно-прикладного искусства нанайского народа;
§ организацию кружковой работы по обучению детей навыкам национальной вышивки и вырезки;
§ осуществление деятельностного подхода, то есть предоставление дошкольникам возможности выбора деятельности для выражения чувств, представлений об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, вырезка, рисование и др.);
§ работу с родителями;
§ ознакомление детей с изготовлением сувенирной продукции из бумаги, бересты, ткани.
Работа кружка осуществляется по программе «Декоративно-прикладное искусство нани» для обучения детей старшего дошкольного возраста
Дошкольники вовлекаются в различные виды деятельности:
§ игровую (дидактические игры, игры-драматизации, игровые развлечения, сюжетно-ролевые игры, подвижные);
§ художественно-творческую (рисование узоров, разукрашивание орнаментов, вырезка и составление аппликаций, лепка и др.);
§ познавательную;
§ речевую.
Автор использует следующие формы организации занятий с дошкольниками:
§ теоретические (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы и др.);
§ практические (изготовление детьми наглядных пособий, мелких поделок, организация творческих выставок);
§ комплексные по развитию речи, изобразительному искусству, физической культуре, музыке, трудовому обучению и т.п.);
§ экскурсии (на природу, в этнографический музей школы, в школу, Центр нанайской культуры и этнографии);
§ игровые;
§ праздники.
2. Полученный в опыте результат.
У детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию нани, проявляется чувство гордости своими родителями и земляками. Дошкольники имеют представление о народном декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях; умеют рисовать национальный орнамент, подбирать цвета в орнаменте, вырезать орнаменты различной конфигурации; владеют элементарными навыками работы с тканью, несколькими способами вышивки; у них развивается мелкая моторика.
II. Методическая разработанность опыта (приложения):
· Программа кружка «Декоративно-прикладное искусство нани» для обучения детей старшего дошкольного возраста
· Методические рекомендации по использованию программы кружка
· Методические разработки занятий по декоративно-прикладному искусству
· Образцы-шаблоны для проведения занятий
· Практические приложения к программе (игры, физкультминутки на нанайском языке, материалы о предметах культуры, быта, декоративно-прикладного искусства нани
· Материалы для организации работы с родителями
· Материалы диагностики «Давайте познакомимся»
· Творческие работы воспитателя и детей
· Фотомонтаж о работе по декоративно-прикладному искусству нанайского народа
· Примерное перспективное планирование по нанайскому языку
III. Советы пользователям.
Для реализации цели опыта необходимы условия:
§ программно-методическое обеспечение по декоративно-прикладному искусству и художественно-эстетическому развитию детей;
§ взаимодействие ДОУ, школы, Центр нанайской культуры и этнографии по привлечению детей к изготовлению продуктов декоративно-прикладного искусства;
§ привлечение всего педагогического коллектива ДОУ, родителей, Совета старейшин, народных мастеров декоративно-прикладного искусства к совместной деятельности;
§ организация поисково-исследовательской деятельности (сбор и обработку материалов по истории и культуре нанайского народа).
|