Существует комплекс приемов,
которые достаточно эффективны при обучении родному языку детей старшего
дошкольного возраста. Данные приемы нацелены на повышение уровня
усвоения предмета, так и на личностное развитие и социальную адаптацию.
Отличительная особенность приемов состоит в том, что их использование
является естественной основой для организации обучения родному языку.
Дети
все время стремятся двигаться. Их стремление к движению следует
использовать в обучающих и развивающих целях. При этом можно предложить
разные формы работы, включающие движения: пальчиковые игры, имитационные
движения, физкультминутки, подвижные игры.
Имитационные движения
в обучении родному языку помогают задействовать воображение, мышление,
эмоции, способствуют созданию образа слова и в результате его прочному
запоминанию.
Как известно, пальчиковые упражнения,
активизируя речевые центры мозга, оказывают большое влияние на развитие
речи и мышления. Их можно проводить в начале занятия или после активных
и эмоциональных форм работы, чтобы помочь сконцентрироваться
Из подвижных игр с правилами для чрезмерно активных детей наиболее полезны игры с ограничивающими моментами и развивающие сотрудничество детей группы.
При работе с учебником
можно использовать традиционный момент: детям предлагается по очереди
постучать по обложке учебника и сказать: «Тук-тук-тук. Дангса,
нихэлиурусу». А перед выполнением графических заданий напомнить, как
правильно держать ручку или карандаш с помощью большого, указательного и
среднего пальцев, которые складываем вместе, «как клюв у курочки»; при
этом дети произносят: «Чико, чико, дяпайсу нируку».
Чтобы привлечь внимание детей, хорошо использовать специальный условный
сигнал. Например, позвонить в маленький колокольчик: «Конгириорису
конгокто». Или произнести считалку: «Эмун, дюэр, илан. Минду ичэгуйсу ,
минду досодяйсу. Эмун, дюэр, илан», сопровождаемую хлопками в ладоши и
имитационными движениями.
Ребенок стремится к практическому действию, и надо давать ему эту возможность. Игрушки, карточки с картинками и другой раздаточный материал
позволяют дольше удерживать внимание и сдерживать чрезмерную
активность. Кроме того, работа с разными предметами и разным материалом
помогает развивать мелкую моторику и дает дополнительные сенсорные
стимулы.
У
детей часто неплохо развита память, они хорошо и быстро запоминают
новые слова, но запоминание носит скорее механический характер. Поэтому
очень важно подвести ребенка к ассоциативному запоминанию лексики, дать
почувствовать взаимосвязь слов. Для этого на основе каждого слова нужно
создавать целостный образ с использованием зрительных, слуховых,
мышечных, тактильных и даже обонятельных и вкусовых ощущений. Вводя и
закрепляя лексику, полезно детям предлагать подержать пластмассовые или деревянные игрушки.
Эффективным инструментом коррекции многих трудностей обучения и поведения являются графические задания, в которых предлагается что-то раскрасить, соединить линиями, обвести и т.д. на занятиях по
нанайскому языку такие задания направлены как на закрепление языковых
умений, так и на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики.
Можно поручить какому-нибудь ребенку раздать карандаши и тетради (или
отдельные листочки с заданиями). С одной стороны мы даем возможность
ребенку подвигаться, а затем спокойной работы, а
с другой стороны просьба учителя помогает установлению контакта с
ребенком и приучает его выполнять поручения. После того как необходимые
предметы розданы, дети хором благодарят того, кто их раздавал, например:
«Баниха, Сережа!». Это и приучает к вежливости и вниманию друг к другу, и способствует повышению самоуважения ребенка.
Сказка-драматизация
с использованием игрушек особенно любимая всеми детьми часть занятия по
нанайскому языку. Они должны отвечать нескольким условиям: быть
краткими (не более 3-4 минут), эмоциональными, близкими по содержанию
актуальным интересам детей, простыми по языку (с частичным переводом или
пояснениями по-русски, т.е. детям все ключевые моменты должны быть
абсолютно понятны).
И, наконец, при планировании занятия следует учитывать, что многие дети легко перевозбуждаются и быстро утомляются. Их
умственная деятельность характеризуется цикличностью: они могут
продуктивно работать в течение 5-15 минут, после чего их мозг «отдыхает»
3-7 минут. Состояние утомления сопровождается беспричинным
раздражением, плаксивостью. Поэтому желательно дозировать как
физическую, так и эмоциональную нагрузку, чередовать виды деятельности.
Не отказываясь от привлекательных для детей элементов новизны и
«сюрпризных» моментов, нужно стараться не перегружать занятие
эмоционально, вести его в ровном, спокойном темпе.
3. Методы, средства, приемы, используемые автором для решения поставленных задач
В настоящее время можно отметить устойчиво высокий интерес к развитию речи с раннего возраста, к обучению второму языку.
Обучение
дошкольников нанайскому языку, ознакомление их с обычаями, традициями
нанайского народа стало главной идеей моей работы в детском саду, вокруг
которой интегрируются все виды учебной и внеучебной деятельности.