Теоретические занятия (беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы об историческом прошлом нанайского народа, о его культурном наследии, о людях, создающих красоту, о декоративно-прикладном искусстве нани и т.п. с демонстрацией наглядных пособий из серии методическая копилка, например «Традиционная материальная культура нани», «Кодекс чести нанайца», «Заповеди»).
Практические занятия (изготовление с детьми наглядных пособий, подготовка руки к письму на уроках нанайского языка, изготовление мелких поделок – салфетки, открытки, картинки-аппликации и т.п., проведение творческих выставок, экскурсионные занятия в музее школы). Одно из таких занятий было продемонстрировано в ходе краевого семинара «Этнопедагогическое пространство образовательного учреждения», где дети –дошкольники продемонстрировали все свое умение.
Комплексные занятия по развитию речи, изобразительному искусству, физической культуре, музыке, трудовому обучению и т.п.
Экскурсии (на природу с целью любования, привития чувства прекрасного и т.д.; в музей школы для приобщения детей к прошлому нанайского народа, привития чувства гордости за свой народ и т.д.; в школу и ЦНКиЭ с целью посещения кружков по декоративно-прикладному искусству для познавательной активности детей). Особенно дети любят посещать Пещеру сказок и легенд, слушать эти легенды в исполнении нашего писателя, собирателя сказок В. И. Гейкера.
Игровые занятия (включение в учебный процесс самых различных видов подвижной игровой деятельности – пальчиковые игры, имитационные движения, физкультминутки, подвижные игры). На этих занятиях мы разучиваем такие народные национальные игры, способствующие развитию навыков будущих рыбаков-охотников, умелых хозяек. Особенно любимы детьми темы «Дикие животные» и «Домашние животные».
Праздники («Край родной – земля приамурская», «Здесь род мой, истоки мои», «Хваленки», «Тайны бабушкиного сундука», «Так едали наши деды», «Мои любимые игрушки», «Вспомним забытые игры», «День кукол-акоан» и т.д.).
Утренники по специальной программе «Мой дом, мое село родное», которая посвящена главной цели – любви к родному селу, к родному району, к родному краю. Фрагмент таких праздников был продемонстрирован на конференции «Этнопедагогическое пространство образовательного учреждения»
Для того чтобы на практике познакомить дошколят с основами народной культуры, мною разработана авторская программа факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство нани» для обучения старших дошкольников. Эта программа осуществляет художественное воспитание детей средствами народной культуры и декоративно-прикладного искусства нанайцев, воспитывает интерес к ее истокам
Система моей работы предполагает:
§ создание развивающей среды в ДОУ и группе (музей-уголок народной игрушки, мини-музей национального быта нанайцев, наличие предметов декоративно-прикладного искусства нани, произведений национального фольклора);
§ ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, природно-экологическим своеобразием декоративно-прикладного искусства нанайского народа (для этого мною сформированы методические копилки по традиционной культуре);
§ осуществление деятельностного подхода происходит через предоставление дошкольникам возможности выбора разнообразных форм деятельности для выражения чувств, представлений об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, вырезка, рисование и др.);
§ ознакомление детей с изготовлением сувенирной продукции из бересты, ткани, в основном из бумаги. Перед всеми календарными праздниками детьми вырезаются открытки, которые дарятся мамам и папап, а также гостям.
Основное внимание уделяется работе с семьей, поскольку приобщение к национальной культуре должно, прежде всего, закладываться в семье. В ней ребенок впервые знакомится с образцами языковой культуры, с традициями национального семейного воспитания. От своих бабушек и дедушек он учится бережно относиться к историческому прошлому народа, родители приучают ребенка видеть прекрасное, красивое и в природе, и в быту. Именно родители помогают вышивать воротники, докто, наголовники, помогают создать развивающую среду в дошкольном учреждении. Каждый родитель постарался подготовить с детьми родословные древа
Истинная народная культура всегда побуждает желание творить, формирует художественный вкус, чувство прекрасного. И особенно важно, когда это чувство рождается в детях.
У замечательного педагога Василия Андреевича Сухомлинского есть хорошие слова: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». На занятиях по родному языку я использую пальчиковые игры, ежедневный массаж пальцев, двигательная активность кисти помогает увеличению словарного запаса, способствует осмысленному их использованию. А вырезание национальных орнаментов помогает в обучении родному языку, тем самым дети приобщаются к национальному искусству, идет развитие мелкой моторики, памяти, внимания, устной речи.
Передовой педагогический опыт «Декоративно-прикладное искусство нани в работе со старшими дошкольниками» был внесен в краевой банк данных ППО за № 123 от 22 ноября 2006 года.
НА основании проведенных диагностических и мониторинговых исследований в течение ряда лет выяснилось:
У детей развивается эмоционально-ценностное отношение к культурному наследию нани, проявляется чувство гордости своими родителями и земляками. Дошкольники имеют представление о народном декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах и их особенностях; умеют рисовать национальный орнамент, подбирать цвета в орнаменте, вырезать орнаменты различной конфигурации; владеют элементарными навыками работы с тканью, несколькими способами вышивки; у них развивается мелкая моторика.
Вот уже два года я работаю со своей фольклорной группой – звездочек этой группы вы видели сегодня, мы разучиваем песни, другие малые фольклорные жанры на нанайском языке, танцевальные движения. С различными композициями фольклорная группа выступает на семинарах, конференциях разного уровня, проводимых в школе, на праздничных концертах нашего Центра нанайской культуры и этнографии, даже на районных смотрах-конкурсах или когда приезжает телевидение. И везде поражает их детская непосредственность, красота звучания нанайского языка. Особую благодарность хочется выразить моему учителю Ажар Лидии Николаевне, у которой я учусь исполнению песен, танцев.
Всем известно, что именно с семьи начинается любовь к Родине. Поэтому в своей работе я, прежде всего, опираюсь на опыт наших бабушек и дедушек, на наш Совет старейшин. Конечно, сегодня мне очень трудно приходится, поскольку в нашем селе носителей нанайской культуры, традиций остается очень и очень мало. Слишком поздно мы задумались о том, что надо было сохранить эти традиции и обычаи. Помогает литература, записи воспоминаний. Особенно я хочу сейчас отметить «Творческое наследие» Понгса Киле.
Хочется несколько строк передать из его наследия: «Давайте вернем язык своей старины детям. Ведь мы не появились из трещины глинистой почвы или ила, и не свалились с бродячих облаков. Есть у нас свой язык, культура, фольклор – значит, была и есть история. Народа без истории не бывает. Нет языка – и не будет истории…